Обучение педагогов

методике Монтессори
 

8 (499) 497-56-60, +7-916-232-19-40

E-mail: ksum@inbox.ru

Метод сегодня

«Арена для упражнений духа»

Некоторые исследователи трактуют внимание, как процесс, с помощью которого мы отбираем информацию, которая будет затем обработана. Тем не менее, не дается объяснение не природы этого процесса, не механизма его действия. Еще труднее обстоит дело с временными рамками и условиями, в которых может быть удержано внимание детей.

Впрочем, удивление, высказанное моими слушателями правомерно, потому что и сама М. Монтессори, комментируя наблюдаемый ею феномен детского внимания, замечает: «Ни один учитель никакими искусственными средствами не мог бы создать подобного явления внимания, - очевидно, они внутреннего происхождения. Способность сосредотачиваться наблюдаемая в детях 3-4 лет, не имеет себе равной ни у кого, кроме как у гениальных натур».

Так что же в группы М. Монтессори отбираются специальные гениальные дети? Или качество внимания у этих детей иное? Или им созданы иные условия для проявления этого поражающего воображение, всепоглощающего внимания? Первое очевидно неверно и я сам был свидетелем того, что это не верно. Было это в группе, которая считалась группой, работающей по методу Монтессори. К моему визиту, работавшая в ней учительница решила «показать» занятие. Дело было перед новогодними праздниками и она, одевшись в красивый маскарадный костюм, собрала вокруг себя свою разновозрастную группу и начала рассказывать им волшебную историю. На третьей минуте заерзали малыши, на пятой учитель вынужден был отвлекаться от рассказа, чтобы поддержать дисциплину. Пришлось потом объяснять педагогу, что такое занятие не прошло бы и в традиционной группе. Так современные исследователи детского внимания констатируют: «При однообразном ведении занятия внимание сохранить трудно. Так, например, воспитатель в течение 20 минут рассказывала сказку «Сивка бурка». Уже на 5-той минуте чтения сказки дети начали отвлекаться». Так что дело не в детях и не в их особенных качествах, а в том, как организована работа с детьми.

В этой книге М. Монтессори подробно рассматривает механизм формирования нового качества внимания. Следует лишь отметить, что в обычных экспериментах с дошкольниками, как правило, рассматривается фронтальное занятие, на которое дети собираются в определенное время, выбранное для них взрослыми и по принципу, что это занятие развивает детей, так как позволяет им совершенствовать определенные навыки. При этом кажется вполне естественным, что у ребенка никто не спрашивает готов ли он к занятию, хочет ли он в данный момент заниматься тем, что ему предлагают,  и вообще хочет ли он этим заниматься. Взрослые определили, что так надо, а значит так и будет. У ребенка просто нет выбора, а у учителя он в том, чтобы либо взять всех в «ежовые рукавицы» и наведя дисциплину провести занятие, либо заинтересовать детей предложенной деятельностью при этом, максимально сократив, период подготовки к занятию и период объяснения того, что хочет от детей педагог. Эти рецепты собственно и предлагает наша дошкольная педагогика, ставя тем самым успех занятия в зависимость от мастерства и опыта учителя.

Исследования внимания детей, проведенные на западе в 1998 году, показали, что дети дошкольники, увлеченные какой-либо интересной деятельностью демонстрировали фокусированное внимание, а дети, которых деятельность не заинтересовала активное не внимание. В группе были дети разных возрастов, и наблюдение за ними показало, что дети четырех с половиной лет проводили в состоянии фокусированного внимания значительное время, сильно превышающее нахождение в этом состоянии двухлетних детей. Этим экспериментом авторы показали, что внимание детей развивается со временем и если деятельность жестко не регламентировать, то ребенок проявляет по отношению к ней либо фокусированное внимание, либо активное не внимание. Можно ли развивать фокусированное внимание и как быть с активным не вниманием?

Интересно было бы продолжить эксперимент и предложить детям обозначенной возрастной группы не один выбранный экспериментаторами вид деятельности, а несколько видов на выбор. По сути, такой эксперимент и проводиться в классе Монтессори. Он показывает, что дети и в нем могут находиться в состоянии активного не внимания, если понимать в данном случае под не вниманием расконцентрированность, а под активностью состояния поиска подходящей деятельности. В это время ребенок находиться в состоянии поиска, и оно может быть достаточно длительным и зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Но вот ребенок находит подходящую деятельность и концентрируется на ней и это можно в предложенных терминах назвать фокусированным вниманием.

Монтессори оставляет за ребенком выбор занятия, да еще к тому же такого занятия, которое соответствует потребностям развития ребенка. Она замечает, если через «внутреннюю духовную силу, действующую в ребенке, он может открыть дверь внимания, то проблема, которую нам надо разрешить, это проблема свободы, чем педагогического искусства, конструирующего ум ребенка». Рецепт же Монтессори в том, чтобы предоставить ребенку выбор и после короткого индивидуального урока право на самостоятельную работу, которая захватывает внимание и интерес ребенка, потому, что направлена на удовлетворение его внутренней потребности, как пишет М. Монтессори на строительство ребенком самого себя. В этом строительстве внешние стимулы по образному определению итальянского педагога всего лишь «арена для упражнений духа». В этих условиях спонтанное, направленное на саморазвитие ребенка внимание имеет совсем другое качество и требует совсем другой организации работы с детьми. В иных условиях оно вряд ли возможно, поэтому вызывает столько недоверия.

Константин Сумнительный


 

 

Голосование

Что вам понравилось в детском саду Монтессори?