Обучение педагогов

методике Монтессори
 

8 (499) 497-56-60, +7-916-232-19-40

E-mail: ksum@inbox.ru

Метод сегодня

О морали у маленьких детей

Ребенку необходимо действовать, пробовать свои силы в различных операциях, которые развивают его моторику, его представление о мире и которые сильно отвлекают взрослых от серьезных дел. Но Монтессори предлагает нам не только мириться с этим, но и создавать особые условия для того, чтобы ребенок мог в деятельности развиваться и осваивать мир. Она обращает наше внимание на то, что ребенок не уменьшенная модель взрослого, что он другой. Подробно она раскрывает эту идею в книге, которая так и называется «Дети-другие». В этой же книги она указывает нам только на самые очевидные различия. Эти различия раздражают взрослых, и именно от взрослого ребенок узнает, что он поступает плохо или даже о том, что он плохой и «испорченный». Чаще всего после этого следует какое-то наказание. Монтессори предлагает только один рецепт излечения. Он звучит так: «Позвольте ребенку действовать самостоятельно, и увидите, как он меняется». Очевидно, что этот внешне простой рецепт не столь прост в исполнении. Он требует от взрослого изрядной доли терпения, а в лучшем случае это терпение должно сопровождаться помощью ребенку в развитии. Главное же понять, что наказание бессмысленно. Ребенок либо вступает в борьбу с тем, кто его наказывает, либо смиряется и подавляет те внутренние импульсы, которые заставляют его непрерывно интересоваться окружающим миром, познавать его, а значит и развиваться. Таким образом, его стремление к развитию не имеет никакого отношения к морали.

Сегодня с родителей снята та, абсолютная вина, которую возлагала на них М. Монтессори. Считается, что если у ребенка проявляются вредные привычки, то они чаще всего являются результатом целого ряда факторов, к которым можно отнести: задержки в развитии, родительские ошибки, эмоциональные травмы, который ребенок может получить в ходе взаимодействия с окружающем его миром.

Когда же происходит конфликт с ребенком по поводу его неправильного поведения, видимо, следует прислушаться к совету, задать себе самому ряд вопросов. К ним можно отнести такие:

  • Почему для вас поведение ребенка столь невыносимо?
  • Сильно ли оно отличается от обычного поведения детей этого возраста?
  • Вредит ли самому ребенку такое поведение?
  • Какую пользу извлекает ребенок, применяя эту модель поведения?
  • Если ли что-то, что может переключить ребенка на более позитивную модель поведения?

 В целом же следует констатировать, что сегодня нет единого представления о том, как развиваются моральные представления дошкольников. Большинство исследователей сходятся на том, что в дошкольный период дети сильно ориентированы на те нормы, которые задают им взрослые. Пиаже, например, считал, что 2-4 летние дети не имеют четких представлений о нравственном поведении, а с 5 до 7 лет являются нравственными реалистами, считая, что правила создаются мудрыми взрослыми. Тем не менее, последние исследования показывают, что моральное мышление закладывается в дошкольном возрасте и уже к трем годам дети способны отличить моральные нормы от социальных условностей. Это указывает на то, что представления о морали все же формируются в дошкольном детстве и сильно зависят от внимания к ним со стороны взрослых. В этом смысле на взрослых лежит огромная ответственность и она не в том, чтобы постоянно одергивать ребенка и останавливать его активность, а том, чтобы помочь ему найти ориентиры в своем социальном поведении. Монтессори пишет по этому поводу: «Отвечать на интеллектуальные запросы человека, дать им удовлетворение – это значит существенно способствовать моральному воспитанию».

Тем не менее, в практике метода Монтессори, кроме уже упомянутых упражнений в вежливости в каждом классе существует свод правил, который вырабатывается для того, чтобы учесть интересы всех, кто в нем работает. Крайне важно, что эти правила действуют для всех. При этом не следует забывать, что у любого нарушения того или иного правила есть причина. И, прежде чем реагировать на любое их нарушение, следует ее выяснить.

Константин Сумнительный


 

 

Голосование

Водили ли вы своего ребенка в детский сад Монтессори?