Обучение педагогов

методике Монтессори
 

8 (499) 497-56-60, +7-916-232-19-40

E-mail: ksum@inbox.ru

Метод сегодня

Свет мысли

В ходе этой дискуссии проводятся эксперименты, опровергающие друг друга. Не решен даже вопрос о том можно ли мерить некий результат развития мышления и вокруг тестирования интеллекта не утихают бесконечные споры. Монтессори в своем определении мыслительных способностей ребенка применяет категорию шустрый, быстрый ребенок, то есть ребенок, схватывающий все «на лету». Это не научное определение и уменьшение в школе таких шустрых детей привело в свое время к тому, что были разработаны первые тестовые задания, которые должны были оценить уровень умственного развития. Сегодня все более понятно, что он зависит от ряда факторов. Например, от наследственности, этнической и социальной принадлежности, но что крайне важно для нас интеллектуальное развитие зависит от окружающей ребенка среды. Конечно, изучению, прежде всего, подвергалась семейная среда, в которой родился и формируется ребенок, но М. Монтессори идет дальше, предлагая развивающую и обучающую среду, среду в которой ребенку дается свобода, позволяющая ему стать независимым сначала в действиях, а потом и в суждениях.

Само заявление о свободе ребенка до сих пор воспринимается с осторожностью, но М. Монтессори многократно подчеркивает, что не понимает под свободой вседозволенность. В аспекте же мышления итальянский педагог сторонник того, что «быть свободным -  значит не только иметь соответствующие знания, но также уметь понимать какова социальная ценность того или другого». Другими словами свобода мышления должна опираться на реалистичные представления об окружающем мире и быть в контексте социальных отношений. Познание ребенком мира и погружение в социальный контекст не может произойти моментально. Это процесс достаточно длинный и сложный. Поэтому и само мышление Монтессори определяет, как «совокупность активностей», а основой познавательных способностей ребенка объявляет ощущение. Но она предлагает сделать следующий шаг. Он в том, чтобы не обрушивать на ребенка хаотичный поток ощущений, в котором ребенок способен утонуть, а помочь ему последовательно получать практически эталонные представления о свойствах окружающих его предметов. Эта эталонность, заключенная в стимульном материале Монтессори позволяют ребенку научиться сравнивать и классифицировать, что позволяет ребенку увидеть реальную картину мира. Критики метода Монтессори считают, что такая эталонность убивает живое восприятие ребенка, стирает его индивидуальность. Это возражение было бы правильно, если бы эталонные представления не были бы обычным инструментом для освоения ребенком мира, не были бы ключом к познанию. Как действует этот ключ? Монтессори показывает нам это. Перенеся свое знание о свойствах предмета: «Один ребенок найдет, что эта занавеска – светло-зеленая, другой, что она легкая. Одного привлечет белизна руки, другого гладкость кожи...» Этот личный индивидуальный выбор ребенок производит на основе знаний о свойствах предметов и соответствует «их внутренним склонностям». Так на основе знаний о мире у ребенка проявляется индивидуальность и свобода мышления. Но и этого, по мнению Монтессори не достаточно. «Уметь различать – вот характерная черта мышления», - вслед за современной ей наукой повторяет Монтессори. Различать же предметы можно только по их свойствам и в этом смысле именно эталоны представляют свойство в чистом виде. Например, знаменитые красные штанги (набор штанг одного цвета и сечения длинной от 10 до 100 сантиметров) не только представляют эталон длинны, но и дают ребенку представление о том, что эта длинна меняется, от менее длинного (короткого) к длинному. Каждое такое упражнения учит ребенка сравнивать, помогает отчетливо видеть различия в свойствах окружающих его предметов и явлений. Так формируется способность классифицировать предметы и явления, выстраивать логические связи между ними, находить новые закономерности, а значит не быть рабом беспорядочных знаний и рожденных в этом хаосе предрассудков.

Конечно же, можно говорить о том, что Монтессори ориентирована лишь на один тип интеллекта, а между тем по одной из современных версий существует целей семь разновидностей интеллекта. Например, известен и достаточно распространен феномен, который выражен в том, что отстающие в развитии дети проявляют удивительный «музыкальный» интеллект и способны не зная нот, воспроизвести на слух любую мелодию.  

С этой точки зрения метод Монтессори, ориентированный, прежде всего, на теорию когниктивного развития Ж. Пиаже, наверное, не совершенен, но это не значит, что надо от него отказаться. Видимо, если предположение о множественности интеллекта признать имеющим под собой основания, то стоит посмотреть, нет ли в системе Монтессори резервов, позволяющих развивать все интеллектуальные возможности ребенка, или может быть она может быть дополнена, какими-то элементами позволяющими охватить развитие всех потенциальных возможностей малыша человека. Это скорее предмет изучения, чем причина по которой следует отказаться от применения метода Монтессори, тем более что он дает действительно хороший результат. Самым сложным вопросом, который возникает в этой связи становиться вопрос о трактовке творчества и о том, какое место в нем занимает воображение и фантазия.

Константин Сумнительный


 

 

Голосование

Водили ли вы своего ребенка в детский сад Монтессори?