Обучение педагогов

методике Монтессори
 

8 (499) 497-56-60, +7-916-232-19-40

E-mail: ksum@inbox.ru

Метод сегодня

Тайна освобождения ребенка: почему метод М. Монтессори опять актуален?

Сегодня педагогику М. Монтессори пытаются критиковать именно с этих позиций, но именно в этой книге она высказывает свое отношение к развитию ребенка. Монтессори настаивает, что педагог только доставляет ребенку ««пищу», которая ему необходима». «Секрет свободного развития ребенка заключается в организации необходимых средств для его внутреннего духовного питания», пишет М. Монтессори, а далее замечает: «Важно, чтобы никакое неуместное вмешательство не нарушало бы спокойного мирного раскрытия психики».

Те, кто относят педагогику М. Монтессори к педагогике занятой «ранним развитием» практически выхолащивают ее сущность, превращая ее в набор приемов и материалов, которые призваны развить определенные навыки детей, даже если детская психика и физиология к этому не готовы. Природа обычно жестко мстит за такие попытки взрослых. Правда мстит не взрослым, а детям, которые подверглись такому «развитию». А ведь главным принципом, с которым врач Монтессори пришла в педагогику, стал принцип: «Не навреди»!

Педагогика М. Монтессори принципиально природосообразна и предлагает не столько форсировать развитие ребенка, сколько помогать проявлению в нем его природы. «Мой вклад в воспитание маленьких детей стремиться определить по данным производимых экспериментов форму свободы внутреннего развития. Невозможно было бы представить свободу развития, если бы по своей природе ребенок не был способен к самостоятельному органическому развитию», - пишет М Монтессори.

Итак, развитие функция присущая каждому ребенку, но чтобы она была реализована нужно, чтобы взрослый не мешал и более того создал среду определенного характера и предложил детям стимулы, необходимые для развития. Все это и делается в педагогике М. Монтессори, но не ради того, чтобы ребенок чему-то научился быстрее своих сверстников и потешил бы этим самолюбие родителей, а для того, чтобы освободить его потенциальные возможности, разбудить то, что в нем дремлет, а не то, чего от него хотят увидеть педагоги и родители. В этом принципиальное кардинальное отличие педагогики М Монтессори от попыток обмануть природу и форсировать «развитие». Собственно и эксперимент, который проводит итальянский врач, направлен на то, чтобы приспособить среду и стимулирующий материал к нуждам ребенка, а не для того, чтобы удовлетворить нужду родителя или педагога гордиться плодами своего искусства. Искусства, обманув природу, добиться от ребенка как можно более раннего результата, часто при этом, забывая о его цене.

Таким образом, сегодня метод М. Монтессори ведет войну на два фронта. С одной стороны это традиционная педагогика, рецидивы, которой так и не изжиты за сто лет, прошедших с написания этой книги, а с другой стороны это идея «раннего развития», выраженная в желании заставить ребенка как можно раньше освоить как можно больше навыков и запомнить как можно больше понятий. Оба подхода, при внешней видимой разнице результата, грешат одним и тем же допущением, что ребенок лишь сложный механизм, которым следует научиться правильно, управлять, заставляя его делать то, что хочет от него взрослое окружение. Чаще всего они пренебрегают желанием и индивидуальностью ребенка, считая, что взрослые лучше знают, что пригодиться ребенку в будущей жизни, а также когда и как они должны это получить.

Вот небольшая история из реальной современной жизни. Случилась, она не в школе Монтессори, но претензия, высказанная родителем, крайне актуально и для нашей школы. А этот родитель заявил директору этого учебного заведения: «Что-то вы с детьми слишком заигрались. Вот у меня была учительницей Марья Иванна, которая держала меня в «ежовых рукавицах»». «А кто вас держит в «ежовых рукавицах» сейчас», - поинтересовалась директор. Родитель - успешный бизнесмен задумался и с удивлением, после некоторой паузы признался: «Жена».

М. Монтессори вовсе не противопоставляет свободу и дисциплину, и не путает свободу с вседозволенностью для нее освободить ребенка, значит дать возможность развиваться его индивидуальности, дать возможность ему найти свое собственное место в сложном человеческом мире, а не мучатся, заняв чужое. Важно, что для Монтессори это не простая декларация. Эта идея в её системе поддержана педагогическими методиками и оснащена дидактическим материалом. А сама система требует точного соблюдения конкретных педагогических технологий, разработанных автором и точного следования определенных им целей и подходов.

Константин Сумнительный


 

 

Голосование

Почему вы не пошли в детский сад Монтессори?