Обучение педагогов

методике Монтессори
 

8 (499) 497-56-60, +7-916-232-19-40

E-mail: ksum@inbox.ru

Родители

Как нам точно понять, что мы отдаем своего ребенка в настоящую группу Монтессори?

Свой комментарий и советы родителям по выбору детского сада дает директор Центра Монтессори Константин Сумнительный. В последнее время имя М. Монтессори стало настолько популярно, что часто можно встретить забавные объявления, авторы которых явно не понимают сути вопроса. Довольно часто можно прочитать о группах, где развитие детей ведется одновременно по методикам Никитина, Зайцева и Монтессори. Это абсурд хотя бы потому, что Б.П. Никитин создал систему семейного воспитания, Зайцев придумал несколько технологий интенсификации отдельных навыков детей, а Мария Монтессори разработала педагогическую систему развития детей в условиях их индивидуальной работы в условиях специально подготовленной среды. И развивающие игры Никитина и знаменитые кубики Зайцева в этой среде чужеродный элемент, не вписывающийся в логику развития детей как ее видит М. Монтессори. Поэтому совет № 1: выбирая детский сад для своего ребенка, учитывайте следующий факт: Монтессори-систему нельзя автоматически сочетать с другими методиками развития детей. Кроме того, частичное использование метода также не обеспечивает эффективную работу с детьми.

Совет № 2: необходимо выяснить уровень квалификации работающих в группе педагогов. Желательно, чтобы они имели свидетельство или диплом о соответствующем образовании. Имейте в виду, что краткосрочные курсы (до двух недель или 80 часов) дают как право только на работу ассистентом при опытном Монтессори-учителе. Но кроме этого, во-первых, эти люди должны принимать и разделять то отношение к ребенку, которое предлагает М.Монтессори и иметь полное представление (не только на уровне владения терминологией) об психолого-педагогических основах системы и уметь использовать эти знания в работе. Первый признак того, что это произошло –это стиль отношений с детьми, та атмосфера, которая складывается в группе. Во-вторых, они должны грамотно строить подготовленную среду. Если вы видите, что материал в группе в находится в хаосе, будьте осторожны- вас вводят в заблуждение. В третьих,  педагоги должны хорошо владеть навыками работы с материалами (в хорошей группе учитель за урок дает от 10 до 20 презентаций (коротких уроков с материалом)).

Совет № 3: постарайтесь понять каково отношение администрации к группе Монтессори и созданию условий для ее работы. Важно чтобы администратор понимал суть метода и принимал те правила, соблюдение которых необходимо для создания особой атмосферы в группе. Мы настоятельно рекомендуем, как минимум не разрывать урок, отвлекая детей на посторонние занятия. Если даже эта несложная рекомендация нарушается, то есть масса вопросов о возможности эффективной работы в рамках системы М. Монтессори. Работа в классе с материалом  должна длиться не менее трех часов ежедневно.

Что касается самого списка. Конечно же в него вошли не все сады с группами Монтессори, более того и об этих группах у нас нет полной информации (мы работаем только с теми кто нас приглашает). Где-то уходят специалисты и группы разрушаются, несмотря на наличие материала и специальной мебели, где-то меняется руководитель и грамотно работать становится сложно. Центр готов провести экспертизу площадки.

Справки по телефону 497-56-60
Константин Сумнительный, директор Центра, д-р. пед. наук

По поводу этого комментария было получено письмо с вопросом, на который отвечает директор Центра.

О непрофессионализме «профессионалов»

(открытое письмо)

Нам часто присылают сообщения о различных семинарах. Причем, люди это присылающие, называют себя профессионалами и доказывая состоятельность тех, кто предлагает свои услуги дает длинный перечень курсов, которые прошли предлагаемые лекторы. Тем не менее, когда читаешь перечень того, что предлагают эти курсы и семинары, то  ничего кроме удивления и возмущения не чувствуешь.

Когда в одной голове соединяется не соединимое - это называется шизофренией, но клуб, который называет себя профессиональным рекламирует человека, который пытается проводить семинар, где соединено не соединимое. Это как минимум не профессионально, как максимум говорит о том, что у организаторов и проводящего «каша в голове». Покажем это на одном примере сравнении так называемых групп «Вместе с мамой» и тодлеровских групп.

Группы

«Вместе с мамой»

(возраст до 3-х лет, нижняя граница плавает, так как педагоги не знают как её определять)

«Монтессори-педагог» присутствует, мамы занимаются с детьми.

Тоддлер-классы/сообщества

(14 месяцев-3 года)

Младенческие классы или Nido (ясли) (2-14 месяцев)

С детьми работают Монтессори-учителя и специально подготовленные ассистенты под руководством учителя

Цель

Внятной цели, кроме сбора денег не обнаружено.

Педагоги обосновывают свою деятельность термином «развитие», под которым каждый понимает что-нибудь своё

*Адаптация в специально подготовленной среде, развитие независимости и самостоятельности;

*помощь в развитии ребёнка на стадии «Духовного эмбриона» (становление пяти главных функций: движения, речь, воля, независимость и эмоции);

*образование родителей с целью обеспечения целостного подхода к развитию ребёнка в семье и школе

Ориентация на ребенка / ориентация на взрослого

Ориентация на социальный заказ родителей, в связи с чем среда загружается огромным количеством «развивающих» игрушек

Ориентация на потребности каждого ребенка через наблюдение и соответствующее построение и коррекцию среды

Направленность на индивидуализацию

Декларируется, но не обеспечена из-за отсутствия специальной подготовки взрослых, в том числе мамы.

Обеспечена благодаря свободной работе в классе, в подготовленной среде, включающей подготовленных взрослых.

Характер и смысл взаимодействия

Совместная игра мамы и ребенка с Монтессори- материалом (часто для класса 3-6) и разными игрушками. Чаще всего до ребенка не доносится дидактическая задача, не развивается его самостоятельность, а значит, материал используется в холостую, становясь пустой игрушкой теряет для ребенка смысл и после снятия давления со стороны мамы кажется ребенку скучным.

«Помощь жизни» через презентации, в ходе которой учитель вызывает активность ребенка и доносит до него дидактическую задачу материала, специально созданного для раннего возраста (только в этом случае материал развивает), которая становиться для ребенка предметом все более глубокого изучения и личного совершенствования в этой деятельности.

 

Роль взрослого

Ведение ребенка через мягкое сопровождение или жесткого контроля того, чтобы ребенок брал материал, который, по мнению родителя, способствует его «интеллектуальному» развитию.

*Подготовка среды (соответствующей потребностям ребенка и сензитивным периодам); *предоставление свободы (не путать со вседозволенностью) и наблюдение за деятельностью ребенка и  коррекция среды для помощи в развитии конкретному ребёнку;

*сотрудничество с ребёнком в его занятиях по овладению средой

Средство

Работа в сопровождении и под контролем взрослого часто со случайным материалом или материалом не соответствующем возрастным особенностям развития детей.

Свободная работа в грамотно подготовленной среде.

Результат

Безинициативность, беспорядочность движений, усиление зависимости от взрослого, иллюзия того, что материал это игрушка, как следствие не профессиональной презентации.

*Развитие независимости и самостоятельности, интереса к освоению всех возможностей материала, соответствующих потребностям данного возраста, как следствие правильной презентации;

*развитие чувства собственной компетентности, значимости и умелости, адаптация;

*интеграция интеллекта, движений и воли

Можно в заключении констатировать, что группы вместе с мамой тонкий шулерский трюк. Мы открываем группы, набираем туда детей с мамами, а за результат не отвечаем, так как это группы с «элементами педагогики Монтессори» и так как за то, что там происходит с детьми, в конце концов, отвечают мамы. К сожалению, в таких группах заинтересованы и мамы, которые, приведя в нее ребенка, могут поставить в своем воображаемом дневнике «пятерку» себе любимой за заботу о «развитии» своего ребенка.

В связи с этим, основываясь на своем опыте общения с родителями групп «Вместе с мамой» Анна Пугачева предлагает несколько критериев, которые помогут отличить подделки, даже неспециалисту в методе.

  1. Если в названии фигурируют слова «элементы Монтессори», «на основе системы Монтессори» и прочие «мотивы» Монтессори – это НЕ Монтессори-школа.
  2. Если слово Монтессори значится в длинном списке других всевозможных занятий и/или методик, применяемых в данном учреждении – это НЕ Монтессори-школа.
  3. Если учитель не имеет диплома AMI (Association Montessori Internationale) – это НЕ Монтессори-школа.
  4. Если Вам предлагают заниматься в классе для детей определённого возраста, а учитель владеет дипломом для работы с другим возрастом, при этом Вам говорят, что «любой Монтессори-педагог может работать с любым возрастом» - это НЕ Монтессори-класс и это ПЛОХАЯ школа.
    Дипломы AMI бывают для работы с детьми 0-3 лет, 3-6 лет и 6-12 лет. Дети этих возрастных групп имеют разные потребности; среда и работа с ними сильно отличаются.
  5. Если Монтессори-учитель не может внятно ответить на Ваши вопросы о целях и результатах занятий, о Вашей и своей роли в этом процессе (см. таблицу вверху) – это ПЛОХАЯ школа.

Хорошо бы еще, чтобы отечественные горе тренеры по педагогике Монтессори, как сейчас часто называют себя всевозможные проходимцы ответили тем, кто собирается прийти на их курсы на несколько простых вопросов.

Константин Сумнительный (Москва)
директор Центра Монтессори
д-р педагог. наук, AMI диплом 2003 (Мюнхен)

 

Анна Пугачева (Санкт-Петербург)
Монтессори-учитель тоддлеровской группы
АМI диплом 2008 (Денвер)

Существуют ли школы Монтессори?

В России уже принято называть все группы Монтессори школами, но у нас существуют только группы детей от 3 до 6 лет. За рубежом есть школы для детей от 6 до 12 лет, но таких классов значительно меньше, чем классов от 3 до 6. И все же в некоторых странах (США, Нидерланды) школ Монтессори довольно много.

Не возникают ли трудности при поступлении в начальную школу у детей, занимавшихся в группе-Монтессори?

Дети из групп Монтессори без особого труда поступают в самые престижные школы и учатся в них достаточно успешно. Это объясняется тем, что они обладают широким кругозором, имеют сформировавшуюся внутреннюю мотивацию к познанию нового, умеют концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать свое мнение и рассуждать о проблеме, они внимательны, наблюдательны, самостоятельны и, наконец, они более дисциплинированы.

Существуют ли правила поведения детей в группах-Монтессори?

Да, такие правила есть. Они разрабатываются Монтессори-педагогом совместно с детьми, и поэтому в каждой конкретной группе могут немного отличаться по форме и содержанию. Главная цель правил – защита интересов коллектива и каждого отдельного ребенка. Как пример можно привести следующие: “Хочешь работать вместе – договорись об этом””, “После работы приводим материал и рабочее место в порядок”,  и т.п. Правила обязательны для всех, в т.ч. и для взрослых, что создает предпосылки для формирования прочной внутренней дисциплины, основанной на признании прав другого человека, на уважение к нему и его работе.

Правда ли что в Монтессори-группу выбирают маму?

Отчасти это верно. Монтессори-педагогика подразумевает равные отношения между родителями и детьми. Если семья принимает позиции данной системы либо готова пересмотреть свои взаимоотношения, то ребенок быстро адаптируется к системе, чувствует себя комфортно. Родители должны помогать или, по крайней мере, не мешать. При стабильном противодействии семьи (о чем сами родители могут и не догадываться) усилия педагогов окажутся напрасными, а ребенок будет испытывать психологический дискомфорт.


 

 

Голосование

Что вам понравилось в детском саду Монтессори?