О нас

Мы последовательно идем её путем

В 1989 году в своем послании к Ирландскому Монтессори обществу Марио Монтессори (младший), внук Монртессори напишет:: «…необходимо было отобрать, отсеять истинных учеников — тех, кто понимал важность её вклада, кто готов был встретить любое будущее и посвятить себя её делу – от других, тех, кто только казался её последователями, кто хотел бы превзойти её, достичь тех же успехов «более быстрыми» методами, «более современными способами, пользуясь «новинками»», которые привлекали бы детей, потому что напоминали бы игрушки в большей степени, чем «старые» пособия Монтессори. С такой категорией «последователей» доктор Монтессори не церемонилась. Она старалась избавиться от них побыстрее».

Наш Центр работает в России уже более 25 лет и мы помним эти слова Марио Монтессори. Мы не пытаемся провести ревизию идей Монтессори, мы пытаемся следовать её путем. В этом нам помогают наши учителя, AMI- тренеры c которыми нам, сотрудникам Центра пришлось работать.


На фото: Мария Рот  (в красном) с сотрудниками Центра, Москва, 2001 г.  

Это, прежде всего, Мария Рот, которая долгие годы приезжала в России и вела с нами кропотливую и порой очень сложную работу, помогая нам понять тонкости метода. Она все время напоминала нам, что качество метода Монтессори сегодня поддерживает только одна организация в мире. Это Association Montessori Internationale (AMI).


На фото: В центре среди слушателей профессор Теодор Хельбрюгге, с краю профессор Курт Аурин, Москва, 1996 г.

Уверенность в правильности нашего пути придавало нам и то, что основные идеи Монтессори не противоречили тому, что наука узнавала о маленьком ребенке. Ребенок изменялся, знания о нем усложнялись и пополнялись, но идеи и практика метода Монтессори дают устойчиво положительный результат. Читайте книги М. Монтессори, внимательно наблюдайте за детьми в деятельности, которую предложила для них Монтессори и вы увидите, как они и вы вместе с ними открываете этот мир.

И снова Монтессори

Из интервью директора Центра К.Е. Сумнительного. 

22-23 февраля в АПК и ППРО пройдет III Всероссийская конференция «Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным педагогическим пространством». Тема конференции «Общественные ожидания и социальный заказ или за что платят родители в Монтессори-классах?»

История конференций не столь длинна в отличие от истории второго пришествия педагогики Марии Монтессори в Россию, которое состоялось в 90-е годы. Сегодня их принято называть «лихими», но именно тогда были заложены новые тенденции в развитии образования. На территорию России пришли идеи педагогов гуманистов, ориентированных на интересы ребенка. Тогда же началось и становление сообщества педагогов, желающих работать по-новому. Становление сообщества Монтессори – педагогов проходило наиболее бурно. Сегодня на территории России действует несколько организаций, которые считают себя наследниками идей итальянского педагога. Соорганизаторами этой конференции стали Фонд Монтессори — филиал Association Montessori Internationale (AMI) в России и Центр Монтессори  при Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования (АПК и ППРО). Обе организации взяли курс на последовательную работу с AMI, организацией созданной самой М. Монтессори в 1929 году и в настоящее время являющейся крупнейшей международной организацией проводящей идеи М. Монтессори и проводящей курсы по подготовке педагогов. Наш корреспондент побеседовал с Президентом Фонда Монтессори, директором Центра Монтессори. доктором педагогических наук Константином Сумнительным.

— Чем организации, которые вы возглавляете, отличаются от других?

Константин Сумнительный: Дело не только в том, что мы ориентированы на работу с международной организацией, созданной самой Монтессори. Дело в том, что система обучения и контроля учебных заведений, существующая в AMI, позволяет поддерживать определенный стандарт качества образования. Этот стандарт позволяет реализовать все преимущества метода в реальной практике. Это очень хорошо заметно по США, где даже не специалист видит разницу между детскими садами и школами, которые курируются AMI, и теми, что курируются другой организацией. У нас такого контроля нет, и все пока не очень хорошо. В результате мы сталкиваемся с недовольством родителей по поводу качества детских садов Монтессори. Чаще всего такое низкое качество связано не только с отсутствием контроля, но и с низким уровнем подготовки педагогов, попыткой адаптировать Монтессори-метод к пока еще фактически советскому образованию, которое очень медленно реформируется и, к сожалению, пока больше на бумаге, чем на практике. Более того, те, кто адаптируют, не всегда понимают суть педагогики Монтессори и пытаются вырвать из нее технологическую часть и использовать её в рамках совершенно другой, противоречащей методу Монтессори, концепции. Это распространенная общепедагогическая ошибка, но нам от этого не легче. Есть еще одна неприятная тенденция. За двадцать лет нашей работы мы сделали метод Монтессори модным, и появился соблазна сделать на нем бизнес и хорошенько заработать. Эта задача плохо решается даже на Западе, а у нас приносит массу издержек. Например, мне рассказывали, как в одном из городов было заявлено об открытии детского сада Монтессори. Родители стояли в ночных очередях, жгли костры во дворе предполагаемого детского сада, чтобы согреться, записывались с боем, а через месяц все ушли. Почему? Организаторы в данном случае решили поторговать известным брендом, но не подготовили ни педагогов, ни среды, необходимой для работы детского сада. Родители довольно быстро это поняли и ушли. В результате — разочарование родителей и дискредитация метода.

Нашему Фонду и Центру предстоит большая работа с внедрением AMI стандарта и отладкой форм контроля за работой, тех, кто назвался учебным Монтессори-учреждением. Так же мы будем продолжать совершенствовать программы подготовки педагогов.  

— А какую роль в этой работе играет ваша конференция?

— На первых двух конференциях нам важно было понять, в каком состоянии находится сообщество. Третья конференция — проектная. Мы не только подводим некоторые итоги работы и предлагаем здоровой части сообщества поделиться своими находками, но и заявляем ряд проектов фонда, обсуждению которых будет посвящена часть конференции. На конференции мы также представим двух тренеров AMI. Один из них уже ведет AMI курс 0-3 в России, другой будет вести курс 3-6. После конференции будет проведен мастер-класс тренера 3-6 по художественному воспитанию в рамках метода Монтессори.

Оработе и проектах фонда можно подробнее узнать на его сайтеhttps: montessori-org.ru

Преподавательский состав (4)